Взрыв мозга. Тест нового российского ситикара «Атом»
Autonews назвал плюсы и минусы нового российского автомобиля «Атом» Электрокар без средних стоек кузова российской разработки? Звучит как минимум любопытно. Первые машины поступят в продажу во второй половине 2025 года. Autonews.ru опробовал предсерийную модель в деле
Российский электрокар получил «кроссоверный» силуэт и запоминающуюся внешность. Перепутать «Атом» с любым другим автомобилем на нашем рынке невозможно В салоне «Атома» царит тотальный минимализм. Почти все органы управления собраны на руле. Исключение — блок из четырех кнопок на центральной консоли, отвечающий за «ручник» и выбор направления движения (Фото: Autonews)
Из приятных мелочей: на переднем ряду есть пара беспроводных зарядок для смартфонов и два подстаканника, а вот привычной двухуровневой центральной консоли в «Атоме» нет и, вероятно, не будет. В ней просто нет необходимости. Выбрать направление движения и поставить автомобиль на «ручник» можно с помощью кнопок на торпедо.
Руль «Атома» со встроенным экраном вызвал бурю негативных эмоций у автолюбителей. К его созданию подошли серьезно, ведь права на ошибку попросту нет: с экрана управляется и «климат», и сиденья, мультимедиа и навигация, на него завязано абсолютно все. Хотите изменить наклон и вылет рулевой колонки — вам в цифровое меню, подвинуть пассажирское кресло — туда же, поскольку физические кнопки на самом кресле отсутствуют. Вместо них можно будет воспользоваться голосовым помощником с нейросетевыми технологиями, либо взять в руки смартфон, подключить его по NFC-метке и управлять параметрами через приложение. Удобно? Лично мне так не кажется. Вишенкой на торте могла бы стать быстросъемная конструкция руля: припарковался, снял руль и ушел вместе с ним — и противоугонка не нужна, ведь брать больше нечего. Удобно ли работать такой «баранкой», расскажу чуть ниже.
Традиционных подрулевых переключателей на «Атоме» нет. Даже «поворотниками» и светом заведуют кнопки на самом руле, а экран вращается вместе с рулевым колесом. Смелое и спорное решение (Фото: Autonews)
Но в целом планы по «Атому» грандиозные: в перспективе распознавать водителя будет камера и автоматом под него подстраивать все нужные параметры. Еще появится система дополненной реальности. Опробовать AR-надстройку нам пока не удалось, но активная работа над ее реализацией ведется.
Паркурщик
Содержание статьи:
Ездовые повадки — вот, пожалуй, наименее спорный момент в российской новинке. Модель получила развесовку, близкую к эталонной, — 50:50. Размещение двигателя под полом багажника позволило избавиться от привычных приводов на передних колесах. Профит — солидный выворот, позволяющий автомобилю разворачиваться в один прием даже на очень узких улочках: радиус разворота вышел меньше 5 метров.
Огромный выворот передних колес достигается отсутсвием передних приводов со ШРУСами. Крутящий момент передается на задние колеса (Фото: АО «Кама»)
Едет «Атом» благородно и мягко. Даже при проезде бетонных плит, едва прикрывающих рельсы железнодорожных путей, на пятую точку не прилетают тычки. Сзади тряски тоже немного, хотя профиль шин довольно низкий: 215/55 R17. Шумоизоляция на уровне. Настройки ходовой части уже финализированы, и они действительно неплохи.
204 «жеребца» и 295 Н·м на задней оси срывают автомобиль с места задорно и уверенно. На предсерийном образце мотор программно подзажат, однако на заводских экземплярах разгон до сотни должен уложиться в 8 секунд. Увы, снять электронный «ошейник» в лице ESP на «Атоме» не получится: создатели модели пообещали сделать все возможное, чтобы он не стал мечтой для дрифтеров.
Тяговая батарея «Атома» размещена под днищем, клиренс — достойный: 170 мм (Фото: АО «Кама»)
Немного удивили своей резкостью тормоза. Плавно дозировать замедление на «Атоме» довольно сложно. Как говорят инженеры, лишь потому, что система рекуперации еще не внедрена. До запуска в серию автомобиль предстоит научить плавному переходу с электрического торможения на механическое.
Руль у «Атома» в меру острый (менее 3 оборотов от упора до упора), но легкий. Для городских передвижений — самое то. Пожалуй, лишь не очень удобно работать самим штурвалом: из-за интегрированного в рулевое колесо новомодного монитора резкий перехваты даются с трудом, держаться за «баранку» приходится, как учили в автошколе.
Кстати, в инжиниринговом центре «Атома» идет обкатка автопилота уровня L2, а значит со временем ситикар эволюционирует еще больше.
Создатели «Атома» уверены в безопасности модели: расчетный уровень — четыре звезды. Уже в базовой комплектации есть 6 подушек (Фото: АО «Кама»)
Ценный вопрос
Знакомство с предсерийным экземпляром показало, что проект не просто жив, но и активно развивается. С огромной вероятностью, многие пользователи каршеринга смогут лично ознакомиться с моделью «Атом» уже в этом году. В настоящий момент экземпляры VC (Validation Cars) проходят финишные испытания, после которых машина встанет на конвейер.
А вот прайс-лист покупателей едва ли порадует. Официальная цена пока не объявлена, однако навскидку речь идет о планке в 3–4 млн. руб. С другой стороны, и столь необычных машин городского форм-фактора на рынке просто нет.
В инжиниринговом центре «Атома» уже идут работы над следующими моделями, а первенец российской марки встанет на конвейер до конца текущего года. На электрокар уже собрано более 30 тыс. предзаказов(Фото: АО «Кама»)Кузов «Атома» полностью спроектирован российскими инженерами. Для усиления каркаса в порог пришлось интегрировать мощный алюминиевый брус. Стальные элементы оцинкованы с обеих сторон(Фото: Autonews)Так выглядит электропривод открывания боковых дверей. Обратите внимание на мощный продольный усилитель. При смыкании двери фактически образуют отсутстующую центральную стойку кузова (Фото: Autonews)Пока площадка с беспроводной зарядкой под смартфоны имеет очень большой наклон, но на серийных машинах она станет иной(Фото: Autonews)Центральная консоль удивляет простотой. Здесь лишь два подстаканника. Подлокотник стационарный, привычного бокса под ним нет(Фото: Autonews)Фото: AutonewsУсесться втроем на втором ряду «Атома» проблематично, но для двоих места достаточно. Спинка регулируется по углу наклона(Фото: Autonews)В спинках передних кресел предусмотрены крючки для одежды(Фото: Autonews)Карты дверей — комбинированные, с тканевыми вставками, максимально простые и практичные(Фото: Autonews)
К тому же отрадно, что в России наконец-то появится своя высокотехнологичная, конкурентная и современная платформа с заделом на будущее, без которого на реальное развитие национального автопрома уповать не приходится.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов