Пропадают автовозы: «Лиса рулит» — о новых схемах обмана покупателей
Автоэксперт Лисовская перечислила схемы обмана при заказе авто из-за рубежа Почему опасно заказывать машину из Китая, как узнать о реальном пробеге автомобиля, который продается за рубежом, и какие схемы развода применяют продавцы, обещающие привезти вторичку из-за границы?
Фото: alexgo.photography / Shutterstock / FOTODOM
К каким хитростям прибегают продавцы, обещающие привезти хороший автомобиль из-за рубежа, как выбрать выгодный экземпляр и не попасть на проблемы с регистрацией в ГАИ, в какой стране лучше всего приобретать машину и почему этот процесс с каждым месяцем становится все сложнее?
На эти и другие, не менее острые вопросы Autonews.ru ответила специалист по подбору и доставке иномарок из-за границы, автор YouTube-канала «Лиса рулит» Елена Лисовская.
— Как сегодня продавцы обманывают клиентов, желающих заказать автомобиль из-за границы?
— В Россию вернулось то, что было более десяти лет назад. Это то, с чем мы боролись во времена, когда дилерские сети не были так развиты, машины покупали и продавали через объявления. Со всеми вытекающими обманами, хитростями. Сейчас эта практика вновь актуальна. Вот, например, продается какая-нибудь Skoda Octavia за 1,5 млн руб. — люди звонят, им отвечают очень клиентоориентированные ребята, которые убеждают в том, что это складские запасы 2022 года выпуска, остатки. Клиент приезжает, а по факту — машины нет. Якобы ее только что продали.
— Начинают впаривать что-то другое?
— Именно. Покупателя тут же начинают «пересаживать» на другой автомобиль, подержанный или в кредит. Причем обещают несуществующие низкие ставки, обрабатывают по психологическим скриптам, а если человек финансово неграмотный плюс еще и уставший к концу дня, то нередко получается сделать его несчастливым обладателем машины, взятой в кредит на какие-нибудь 7 лет с неподъемными ежемесячными платежами. И наутро человек осознает, что купил авто со ставкой выше 30% годовых, да еще и не тот, который хотел. Сейчас реально так происходит, это совсем не редкость.
Елена Лисовская (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)
— Какие еще схемы развода применяются?
— Не менее популярный развод — это оформленные «криво» документы на машину, ввезенную по параллельному импорту. Инвойсы и прочие бумаги рисуются чуть ли не в «фотошопе», а потом машину продают с недостоверными характеристиками, либо не полностью уплаченным утилизационным сбором, то есть по заниженной ставке. В итоге покупатель при регистрации только что купленной машины у физлица, притащившего ее на себя для перепродажи, сталкивается с проблемами: на него ложится необходимость оплатить полный «утиль», могут возникнуть сложности с постановкой на учет.
— Как избежать подобных рисков?
Приобретать автомобиль у проверенных продавцов и крупных компаний. Не доверять откровенно низким прайсам, их не может быть по определению: никто не работает в убыток. Плюс изучать отзывы о той или иной фирме. Если они все как один хвалебного содержания, то есть большая вероятность, что они заказные. Отдельно скажу про одиночных «продажников». С такими лучше не пересекаться. Если это не бизнесмены, специализирующиеся на подборе и доставке машин из-за рубежа, которые дорожат своей репутацией, то риски увеличиваются в разы. Человек взял деньги, а потом просто пропал. Такое происходит, увы, нередко.
— Можно узнать, скручен ли пробег у автомобиля, который продается на заграничной площадке?
— Автомобили из Европы со скрученным пробегом — случаи единичные. Реальные цифры на одометре можно «пробить» по европейским базам даже из России. Стоит это 3 тыс. руб. Обычно пробег уменьшают уже здесь либо же в Белоруссии, поэтому проверка определенно не повредит. Недавно у меня был случай, когда в Калининграде продавали две «Шкоды» со смотанным пробегом на целых 150 тыс. км.
Фото: Autonews
— А как обстоят дела в Китае? Оттуда везут неимоверное количество машин.
— Я тебе так скажу: в Китае вообще на все «болт» кладут. Якобы все проверено, есть местный аналог нашей «Автотеки», но машины со скрученным пробегом идут оттуда постоянно.
— А как ты это узнаешь?
— Мы подключаем специальное оборудование и узнаем. Как ты понимаешь, лучше это сделать до того, как машина приедет к нам, нежели после.
— А что с машинами из Кореи?
— Вот в Корее вообще пробеги не крутят — там за это уголовная ответственность. Из других стран мы автомобили не возим, поэтому рассказывать нечего.
— Хитрят ли иностранные площадки с продажей авто?
— Тут, как я уже сказала, все зависит от страны. В том же Китае очень сильно мухлюют. Их вторичный рынок даже похлеще, чем у нас в 1990-е годы. И китайцы в принципе очень плохо относятся к машинам. В отличие от европейцев, их в КНР не берегут.
— А как узнать, был ли автомобиль в ДТП?
— Здесь та же история, что и с пробегом. Все можно «пробить» по заграничным базам, где указаны повреждения, их критичность, на ходу или не на ходу машина. Даже фиксируется замена элементов, если она производилась у дилера. В отличие от России, за рубежом в большинстве своем не ремонтируют автомобили в гаражах.
Фото: Dmitry Kalinovsky / Shutterstock / FOTODOM
— Откуда сегодня выгоднее всего привезти машину из-за границы?
— Америка — очень далеко, долго и дорого. В Китае должны быть партнеры, которые очень внимательно подбирают автомобиль. Если таковые есть, то найти живой экземпляр можно. Оттуда приходили прям шикарные варианты, но их нужно искать. Нешикарных гораздо больше. А вот из Кореи — почти всегда хорошие машины. Чего не сказать про ОАЭ, где очень дорого либо не приспособленное для эксплуатации в России.
— А Европа? В России очень любят европейские модели.
— Европа — тоже хорошо, все несложно проверяется по машине, но сегодня это несказанно дорогие автомобили. В том числе и на вторичном рынке. И, как мы уже с тобой упомянули, пробеги по приезде в Россию частенько становятся сильно меньше, чем они есть на самом деле.
— Что можешь сказать про авто из США? Их активно везут с аукционов.
— Да, везут. Но едут очень долго, по 4 месяца минимум. И, как показывает практика, машина может быть склеена из трех. Я, конечно, утрирую, но достойный экземпляр за недорого найти там практически невозможно. Поэтому мы с Америкой не работаем.
— Какие проблемы бывают в ходе транспортировки машины из-за рубежа?
— Если проверенные люди есть, то сложностей никаких. Вся цепочка полностью контролируется. Хотя от повреждений никто не застрахован.
— Кстати, можно же застраховать машину. А более ужасающие эксцессы бывают?
— Да, можно застраховать груз, такие виды страхования есть. Но у нас была ситуация, когда пропал целый автовоз, груженный машинами. Мы, конечно, его нашли и тут же забрали свои предзаказанные автомобили. Как оказалось, одни и те же машины были проданы «хитровыдуманными» ребятами разным клиентам. В силу того, что мы не первый день замужем, нашу технику мы с боем отобрали, а кто-то, как ты понимаешь, не получил ни машин, ни денег. К слову, мой бывший партнер таким макаром попал на миллион долларов при покупке автомобилей в Китае, которые до него так и не доехали. Он туда летал, шевелил почву, дошел даже до сына какого-то министра, но машины так и не нашли. Китайцы просто растворились с полученными деньгами. Поэтому лучше контролировать процесс от и до, причем присутствуя лично. Но рядовые покупатели, естественно, так не делают. Они платят деньги и ждут. Но от какого-либо обмана или потери денежных средств — гарантий никаких.
Фото: alexgo.photography / Shutterstock / FOTODOM
— А подорожала ли логистика?
— Могу сказать, что не особо. А вот поток снизился, рынок стоит.
— Как вообще происходит подбор автомобиля?
— К нам обращается человек с запросом на машину. К примеру, Kia Sportage за условных 3 млн руб. Мы предлагаем варианты, которые есть в Корее. Он выбирает, оплачивает первоначальные 200 тыс. руб., после чего наш человек в Корее физически едет и смотрит машину, а не просто по объявлению делает выводы. Далее предоставляем реальное описание, потому что на аукционе Encar, к примеру, либо у дилера описание может не полностью соответствовать заявленному в анкете на сайте. Скажем, не указаны замененные узлы и элементы, наличие крашенных деталей, прожженный салон, царапины. Все это высылается клиенту в виде фото- и видеоматериалов.
— А если машина не устроила?
— Клиент либо соглашается, либо ищем дальше. Кто-то предлагает не более 5 вариантов на выбор, у нас подбор — до заключения сделки вне зависимости от количества вариантов и потраченного времени. Потом покупатель оплачивает машину по инвойсу, а также транспортные услуги. Машина пришла — он платит таможню и утильсбор. Помогаем с получением ПТС, а то многие боятся, что не смогут поставить машину на учет из-за каких-нибудь проблем с документами.
— Какую машину сейчас выгоднее всего привезти из-за рубежа?
— Я скажу так: невыгодно все, что свыше трех литров по объему движка. Если заказать на физлицо, то от трех литров утиль будет уже равен коммерческому. Все остальное — выгодно. И если тщательно подойти к подбору, то машина окажется явно новее и дешевле, нежели искать похожую в России. А с учетом того, как людей «достали» китайские модели, проблемы с их обслуживанием и запчастями, многие отдают выбор в пользу европейских авто, пригнанных из той же Кореи.
Это интересно:
Авторы Теги Вячеслав Василенко