«Эконом» по цене «бизнеса»: как новый закон повлияет на службы такси
В такси могут исчезнуть классы «бизнес» и VIP. Для них попросту нет машин Госдума приняла закон, устанавливающий новые требования к уровню локализации автомобилей, которые используются в такси. Как это отразится на водителях и пассажирах?
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Для многих это основной или единственный источник дохода, и если доступ в профессию станет для них невозможен, отрасль может потерять значительную часть водителей. Сохранение возможности легальной работы для самозанятых — ключевой фактор, от которого зависят устойчивость рынка и доступность услуги для пассажиров.
Вырастут ли цены на поездки
Содержание статьи:
Участники рынка не сомневаются: рост цен на поездки неизбежен. Причина очевидна: если таксопаркам и водителям придется закупать только определенные модели, отвечающие требованиям по локализации, это приведет к серьезным затратам. Такие автомобили не дешевеют со временем, а значит, все расходы на покупку, лизинг или кредит будут автоматически заложены в тариф.
После вступления новых правил часть водителей просто не смогут работать легально — их машины не будут соответствовать установленным критериям. Кто-то из них уйдет из профессии, а кто-то останется, но в серой зоне. В результате число официальных такси сократится. А при снижении предложения, как отмечают эксперты, цены на услугу неизбежно пойдут вверх, заявляют в Общественном совете по развитию такси.
Правда, рост цен не обязательно будет моментальным, считает Даниил Курашев. Скорее всего, в ближайшем будущем не стоит ожидать резких изменений тарифной линейки. Кроме того, есть надежда, что автопроизводители не будут стоять на месте и смогут расширить ассортимент марок и моделей, которые будут соответствовать требованиям закона для использования в такси. Время для этого еще есть, и есть вероятность, что появятся новые машины, подходящие для перевозок пассажиров и багажа.
«Хочется верить, что будут интересные государственные программы по субсидированию приобретения автомобилей таксопарками, что помогло бы сфере замедлить падение», — отмечает он.
Тем не менее главной проблемой остается излишняя зарегулированность отрасли по 580-ФЗ. Для того чтобы дать второе дыхание такси, ключевыми могут стать именно корректировки этого закона, которые помогут снизить административную нагрузку и создать более гибкие условия для работы перевозчиков.
Фото: Shatokhina Natalia / news.ru / Global Look Press
Какие классы и тарифы будут работать
Придется ли агрегаторам изменять тарифы в связи с отсутствием автомобилей необходимого класса? В отрасли опасаются, что в перечень могут не попасть автомобили бизнес- и VIP-классов, которые сегодня востребованы в крупных городах.
Если эти модели действительно окажутся за пределами допустимого списка, агрегаторы столкнутся с дефицитом транспорта в высоких сегментах. Пока машины из этих категорий остаются в реестрах, они смогут работать, но как только их срок службы закончится, они попадут в аварию или просто станут нерентабельны, заменить их будет нечем, отмечают в Общественном совете по развитию такси.
«В этом случае агрегаторам действительно придется искать варианты решения. Потому что предложить пассажирам поездку бизнес-класса, когда на рынке просто не будет доступных автомобилей этой категории, будет невозможно», — подчеркнула Зарипова.
В регионах ситуация относительно стабильная: в тарифе «эконом» уже работают Lada Granta, а для «комфорта» подойдет Lada Vesta. Однако на более высоких уровнях тарификации — в «бизнесе» и VIP — отечественному автопрому по сути нечего предложить. Сейчас в этих сегментах лидируют китайские автомобили, такие как Haval F7, Haval F7x, Geely Emgrand GT, Chery Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro. Если они не войдут в утвержденный перечень, перевозчикам будет попросту не на чем выполнять заказы в премиальных категориях, рассказали представители такси Maxim.
«С 1 марта 2026 года в реестр легковых такси нельзя будет внести нелокализованный автомобиль. При этом уже внесенные в реестр легковых такси автомобили остаются там бессрочно, точнее, пока их не снимут с учета в ГАИ или владелец сам не подаст заявление на исключение из реестра», — отметили в компании.
Вероятно, какое-то время в такси продолжат работать автомобили, поставленные на учет до этого срока.
Дополнительную проблему создает и то, что в России сегодня практически нет рынка действительно бюджетных автомобилей. По мнению участников отрасли, одна из главных причин низкого спроса на те же «Лады» — их высокая стоимость. С начала 2020 года автомобили АвтоВАЗа подорожали в два-три раза, и теперь уже не воспринимаются как доступный транспорт для массового сегмента.
«Административный запрет на использование в такси других автомобилей не решает проблему ценообразования на российском авторынке. А это тоже будет влиять на реализацию нормы», — заявили в пресс-службе такси Maxim.
Представители «Ситимобила» отмечают, что агрегаторам придется адаптироваться: расширять классификаторы и пересматривать возрастной ценз для автомобилей в тарифах «эконом», «комфорт» и «комфорт+», чтобы сохранить достаточное количество машин на линии. Допуск к работе автомобилей более ранних годов выпуска — временная мера, направленная на смягчение дефицита.
Какие санкции грозят за невыполнение закона
С вступлением новых правил в силу у перевозчиков не останется выбора: если автомобиль не соответствует требованиям по локализации, его просто не получится внести в реестр такси. А без этого работать легально будет невозможно.
Фактически каждая поездка, выполненная на машине, не включенной в реестр, будет считаться нарушением закона. Это автоматически означает статус нелегального перевозчика и влечет за собой соответствующие штрафы и санкции. Таким образом, несоблюдение новых требований приведет не просто к ограничению возможностей, а к полному выходу за рамки легальной деятельности.
Как нам заявили в «Яндекс Такси», компания планирует и дальше вести диалог с автопроизводителями и рассчитывает на конструктивное взаимодействие с государством. Главная цель — отстоять интересы водителей и пассажиров, чтобы внедрение новых требований не стало ударом по отрасли и не ухудшило качество и доступность перевозок.
Авторы Теги Алексей Панков